Как начинающему художнику бороться со скукой? Можно, например, купить малоформатную камеру и отправиться в путешествие. Однажды в Африке молодой человек увидел снимок Мартина Мункачи, и мир художника перевернулся. Он понял, что фотография – это тоже искусство, и окончательно влюбился в неё.
Евгений Колков, фотограф:
– Анри-Картье Брессон – основоположник жанра фоторепортажа.
Анри Картье-Брессон:
– Для меня самое главное – это время. Всё приходящее, ничто не вечно. Всё меняется каждую секунду. В фотографическом репортаже, который является нашим бортовым журналом, важно каждое мгновение.
Картье-Брессон начал снимать в 1930-х годах. Чтобы оставаться незамеченным, он заклеил все блестящие части своей первой фотокамеры чёрной плёнкой, таким образом он сумел слиться с толпой, не привлекая внимания. Он умел рассказывать истории в нескольких снимках, считая, что даже самая незначительная деталь может породить большой сюжет.
В 1937 году Картье-Брессон делал фоторепортаж с коронации британского короля Георга VI для французской прессы. На снимках были люди из толпы: гвардейцы в форме, случайные прохожие, кто угодно, только не его величество и не члены королевской семьи. При этом важный и торжественный дух коронации его снимки передают.
Его фотографическая судьба была удачной, он снимал по всему миру, от Парижа до Москвы. Кстати, Картье-Брессон был одним из первых западных фотографов, которому разрешили посетить Советский Союз.
Евгений Колков, фотограф:
– Рассказывают, что во время съёмки он не стоял на месте ни секунды, он постоянно двигался, он прыгал с тротуара на проезжую часть и обратно.
Визитная карточка Картье-Брессона – его "решающий момент", способность наблюдать и предугадывать миг, событие. В центре сюжета у него всегда эмоция персонажа. Ходили слухи, что этого эффекта он добивался, нацеливая объектив на шею человека, стараясь проникнуть в зазор между одеждой и кожей.
Евгений Колков, фотограф:
– Фотография 1958 года "Без названия", или "Две дамы и собачка". Мы сопереживаем двум дамам, которые встретились на улице и общаются. Эмоции переданы нам через фигуры людей. У этой фотографии есть главный герой – левая дама. Собачка встала на задние лапы и добавляет доброты, улыбки в композицию снимка. В этот момент фотограф действовал по наитию, в состоянии творчества.
Анри Картье-Брессон:
– Для меня подлинная радость – это непосредственный отклик на сюжет, на ускользающий сюжет.