В 1984 году началась подготовка к съёмкам фильма Георгия Данелии "Кин-дза-дза". Идею мастера снять картину, в которой сложно определить не только жанр, но и смысл, понимали далеко не все. В архиве "Мосфильма" сохранился документ, из которого следует, что, кроме Евгения Леонова, в фильме должны были сниматься совсем другие актёры.
Остаётся лишь догадываться, почему их не было. Вполне возможно, они просто отказались, не поняв замысел режиссёра.Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– На главную роль Машкова планировался Олег Янковский. А ещё Фрунзик Мкртчян, Евгений Евстигнеев, Лариса Удовиченко, Зиновий Гердт, Борислав Брондуков, Сергей Филиппов, Фаина Раневская и Галина Волчек.
Подготовка к фильму с рабочим названием "Космическая пыль" была схожа с подготовкой полёта на Луну. Было приглашено огромное количество консультантов: по дизайну летательных аппаратов, по использованию реактивных устройств, по архитектуре будущего. С их помощью были созданы модели летающих пепелацев и сама планета Плюк в галактике Кин-дза-дза.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Учитывая сложный жанр картины, надо отметить, что и музыка была достаточно сложной, космической. Композитор разрабатывал изначально экспликацию для каждой сцены отдельно. Взять, например, сцену Машкова с Гедеваном в пустыне. Там звук превращается в одиноко, жалко звучащий гармонический фон, который то пропадает, то возникает заново. В сцене "Ракета взлетела" впервые появляется звучание, напоминающее фонограмму к песне. Мощное разрастание звука и тишина происходит в сцене "Машкова преследует песок".
Павел Дореули, звукорежиссёр, дизайнер звука:
– Для меня это очень близкий фильм, потому что я делал мультик по "Кин-дза-дза!". Данелия не хотел все звуки с нуля переделывать, поэтому с Екатериной Джоновной мы разбирали, как она делала классические фильмы 1980-х. Екатерина Джоновна Попова – очень известный звукорежиссёр, она делала ключевые фильмы по звуку. Это был "саунд-дизайн" в чистом виде, потому что она брала забивательную машину, замедляла её на магнитофоне – и получался основной элемент пепелаца.
В советское время понятия "дизайн звука" не существовало. Для создания фантастических фильмов звукорежиссёры обрабатывали звуки, записанные на съёмках, или брали готовые из фонотеки, которая годами собиралась на "Мосфильме".
Павел Дореули, звукорежиссёр, дизайнер звука:
– По нынешним меркам, в фонотеке "Мосфильма" было не так много звуков – около 15 тысяч. Но в те времена плёнка занимала несколько комнат. Но современная фонотека нашей студии состоит из примерно полутора миллионов звуков.
Сегодня звуковой дизайн стал отдельной профессией. Без него в современных картинах не обойтись. Звук стал многограннее и масштабнее. Он может состоять из сотен элементов: плач журавля, раскат грома, звук автогонок. Такой хор производит в картине эффект взрыва, землетрясения, шторма или какого-то абстрактного видения.
Премьера фильма состоялась в декабре 1986 года. Надо сказать, что от Данелии такого не ждали. Многие не поняли, что это за фильм и что такое "Кин-дза-дза!". Лишь через много лет стал понятен философский смысл картины и предсказание будущего. И "Кин-дза-дза!", наконец-то, открылась: оказалось, что это всего лишь кинза – трава с планеты Земля.
Свежие комментарии