Если бы он знал, что кинокритики поставят Шурика в один ряд с образами Чарли Чаплина и Луи де Фюнеса, то не поверил бы. Александр Демьяненко считал себя заложником одного персонажа и боялся навсегда остаться Шуриком.
Впрочем, Александр мог навсегда остаться юристом, поступив в Свердловский университет, стать спортсменом, занимаясь фехтованием, или даже оперным певцом, как отец.
Но он приехал в Москву и поступил в ГИТИС, продемонстрировав широту актёрского диапазона. Демьяненко легко играл бандитов, святош и даже женщин.Педагоги верили в его талант и прощали прогулы. Иногда ради свидания с будущей женой Мариной юноша даже уходил с лекций. Окончив ГИТИС, Демьяненко стал актёром Театра имени Маяковского, но ненадолго. Квартиры в столице не было, а Ленинград предложил и жильё, и театральную сцену, которая, правда, интересовала гораздо меньше, чем кино. Ещё студентом его снимали режиссёры Алов и Наумов.
Имя Шурик было случайным совпадением. До знаменитых кинокомедий оставалось ещё 4 года и 16 фильмов. А потом его открыл Леонид Гайдай. Режиссёру был нужен не активист-комсомолец, не строитель-высотник, а недотёпа, негероический герой. В общем, Шурик.
Олег Белов, актёр:
– Он был так же популярен, как Гагарин. Народ просто сходил с ума. Но самое ужасное, от чего он так страдал, – все кричали: "Шурик, Шурик, вон Шурик!"
Анатолий Равикович, актёр:
– Вся очередь в винный отдел кидалась к нему со словами: "Шурик, давай выпьем! Птичку жалко? Давай, мы сейчас тебе нальём, и всё у тебя пройдёт".
Одно время он действительно пил горькую, но с кем – никто никогда не знал. Закрытый для всех Демьяненко даже с друзьями соблюдал дистанцию.
Анатолий Равикович, актёр:
– Смешно сказать, мы 10 лет были с ним дружны, очень дружны, но были всегда на "вы".
Он уходил в себя, всё реже появляясь на экране. И радовался, если режиссёры предлагали сыграть персонаж хотя бы с другим именем. Когда ещё и в театре ему сказали, что Шурику на сцене не место, отчаянию не было предела. И тогда голосом Демьяненко заговорили звёзды мирового кино.
Кирилл Разлогов, кинокритик:
– Насколько ему не хватало разнообразия в тех ролях, которые ему предлагали играть, настолько он стремился к этому разнообразию в момент, когда дублировал.
В жизни Демьяненко что-то разладилось, и однажды он собрал чемодан с книгами и после 16 лет совместной жизни ушёл от Марины. Вторая жена, Людмила, стала его любовью до конца дней. 24 года супруги жили душа в душу, без ссор. К тому же Людмила развеяла творческие сомнения мужа: "73 фильма, половина из которых попали в золотой фонд кино. А что тогда называть успехом? А то, что вслед кричали "Шурик", – такое надо заслужить!"
Свежие комментарии