На Большой Ордынке в 2000 году появился памятник Анне Ахматовой. Скульптор воспроизвёл поэта по наброску, который сделал художник Амедео Модильяни. Если бы об этом сообщили партийным функционерам в середине прошлого века, они вряд ли бы поверили. В 1946-м вышло постановление ЦК ВКП (б), которое объявило Анну Ахматову и Михаила Зощенко "подонками и пошляками".
Дело поэта и писателя.После войны в обществе начали витать очень уж, по мнению Сталина, вольнодумные настроения. Солдаты, которые вернулись из Европы и повидали другой уклад жизни, сбивались с направления, в котором должен был двигаться советский гражданин.
Алексей Лобарев, ветеран спецслужбы Московского уголовного розыска:
− В 1946 году по поручению Сталина было принято решение об усилении агитационно-пропагандистской работы. Выступал Андрей Жданов.
Секретарь ЦК ВКП (б) особо отметил: Иосиф Виссарионович недоволен толстыми журналами. Начальник Управления агитпропа Георгий Александров составил записку, из которой следовало: вольномыслие концентрировалось в журналах "Звезда" и "Ленинград". Самыми громкими фамилиями в списке безыдейных литераторов были Зощенко и Ахматова. 14 августа издали роковое постановление оргбюро ЦК ВКП (б). 16-го с ним публично выступил Жданов.
"Редакции "Звезды" известно, что Зощенко давно специализировался на писании пустых, бессодержательных и пошлых вещей, на проповеди гнилой безыдейности, пошлости и аполитичности. …Стихотворения Ахматовой, пропитанные духом пессимизма и упадничества, наносят вред делу воспитания нашей молодёжи и не могут быть терпимы в советской литературе". Постановление Оргбюро ЦК ВКП(б) "О журналах "Звезда" и "Ленинград", 14 августа 1946 года.
21 августа текст постановления напечатали в газете "Правда". 4 сентября Зощенко и Ахматова были исключены из Союза писателей. Потеряв профессиональный статус, они буквально лишились хлеба − хлебные карточки им больше не выдавали. Но даже не голод был самым страшным испытанием.
Зощенко вспоминал, как однажды он шёл по улице, увидел знакомого и поздоровался с ним. Тот стремглав бросился на другую сторону дороги, крича "Не погуби! Я не знаю тебя!" Все до смерти боялись оказаться замеченными рядом с фигурантами постановления.
Травлю Ахматовой многие считали закономерной: она всегда была внутренней эмигранткой. Хотя открыто против власти не выступала и вообще слыла фигурой аполитичной. Зощенко же искренне считал себя советским человеком. В апреле 1946-го его наградили медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне". Это Михаила Михайловича не спасло. За постановлением издали указ, ограждающий граждан от пагубного влияния писателя и поэта.
Алексей Лобарев, ветеран спецслужбы Московского уголовного розыска:
− В первом пункте значилось: все произведения Михаила Зощенко изъять из магазинов и библиотек в течение года. А во втором параграфе говорилось, что все произведения Анны Ахматовой тоже изъять из библиотек.
Партийные организации собирали совещания. На них отчитывались о количестве уничтоженных книг, ругали тех, кто в своё время допускал публикации Зощенко и Ахматовой. Тем временем осуждаемые литераторы пытались просто выжить. Зощенко занялся переводами, под которыми никогда не указывали его имя, и вспомнил навыки сапожника, полученные в юности. Друзья Ахматовой организовали тайный фонд помощи поэту.
"Помню, как примчалась к ней после "постановления". В доме пусто. Она молчала, я не знала, что ей сказать. Она лежала с закрытыми глазами. Губы то синели, то белели. Лицо становилось багрово-красным и тут же белело. Есть она отказалась. Мы обе молчали". Из воспоминаний Фаины Раневской.
В 1949 году арестовали бывшего мужа Ахматовой – критика Николая Пунина (позже он скончался в лагере). Следом − сына Льва Гумилёва (он вышел на свободу лишь после смерти Сталина, в 1956 году).
Последние годы жизни Зощенко провёл в глубокой депрессии. В 1958-м писателя не стало. Ахматова продолжила работать. Выпускала сборники, даже съездила в Англию, где ей вручили диплом почётного доктора Оксфорда. Дожила до 76 лет.
Трагическое для Зощенко и Ахматовой постановление официально отменили в 1988 году. Его признали ошибочным и искажающим принципы работы с творческой интеллигенцией. Дело закрыто.
Свежие комментарии