Невероятно, но физики, химики и биологи не могли поделить его между собой – он был хорош во всех этих науках. Одарённый учёный обладал бойцовским характером и блистательно отстаивал передовые гипотезы. За новаторство и принципиальность современники называли его "неистовый Климент".
Редкое имя досталось будущему учёному в честь его предка из Англии, которого звали Клеменс.
Самые значительные исследования Тимирязева касались фотосинтеза. В 1896 году на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде впервые была представлена опытная станция-теплица. Исследователь предложил уникальный метод выращивания растений в искусственной почве.
"Растение – посредник между небом и землёю. Оно истинный Прометей, похитивший огонь с неба. Луч солнца приводит в движение и чудовищный маховик гигантской паровой машины, и кисть художника, и перо поэта".
Можно ли запечатлеть свет или красоту солнечного луча? И Тимирязев начинает заниматься фотографией. Он в совершенстве овладел фотопроцессом. При этом Климент Аркадьевич и здесь продолжал экспериментировать: например, снимал против света, при солнце или в ненастную погоду. Порой Тимирязев фотографировал один и тот же пейзаж в разных освещениях. Так же импрессионисты любили изображать одно и то же место, но при разном освещении.
"Знаю только, что фотография увеличивает сумму эстетических наслаждений. Здесь, как и везде в искусстве, выступает вперёд личный элемент".
Вскоре учёный освоил технику съёмки на стеклянных пластинках, когда на неё отображается диапозитив, и можно его смотреть на свету. Диапозитивы Тимирязева неоднократно выставлялись и в Москве, и в Нижнем Новгороде и получали там первые призы.
Более того, Тимирязев активно применял светопись в естествознании. Студенты обожали его лекции учёного, непременным условием которых были оригинальные опыты и демонстрация диапозитивов. Он искал наиболее точные формы светопередачи, даже делал некоторые публикации о тонкостях фотографического мастерства и о работе со светом.
Восхищался фотодостижениями учёного и его близкий друг Исаак Левитан. Любимым снимком художника был "Закат на Финском заливе". Тимирязевы даже называли эту работу "Левитановское море".
"Творчество поэта, диалектика-философа, искусство исследователя – вот материалы, из которых слагается великий учёный".
Факт, что увлечение Климента Тимирязева фотографией стало проникновением в новую сферу науки, может служить для нас прекрасным примером, как иногда хобби расширяет спектр научных знаний того, кто этим хобби занимается.
Свежие комментарии