В 1963 году на экраны нашей страны вышел самый курортный из всех курортных фильмов. Его с огромным удовольствием смотрели не только в СССР, но и за рубежом. У них фильм назывался "Как укротить мужчину", у нас его знают как "Три плюс два". На самом деле, немногие обращают внимание на то, что в титрах этого фильма фигурирует и второе название – "Дикари". Так называлась пьеса Сергея Михалкова, по которой и снята картина.
Александр Шпагин, историк кино:
– Слово "дикари" по-настоящему укрепилось в русском языке и превратилось в подлинное, полноценное явление именно после этого фильма. Не исключено, что Михалков сам придумал это ироническое название.
В конце 1950-х "Дикари" шли сразу в двух московских театрах: в Театре Ермоловой главную роль играл Георгий Вицин, в Театре киноактёра – Вячеслав Тихонов и Николай Рыбников. Приступая к работе над фильмом, режиссёр Генрих Оганесян хотел снимать именно эту троицу, но потом решил омолодить состав и пригласил начинающих артистов: Андрея Миронова, Евгения Жарикова и актёра из Ленинграда Геннадия Нилова.
Геннадий Нилов, актёр:
– Мне пришла телеграмма: "Вы утверждены роль Сундукова фильме 3+2. Не бриться, остаться дикарями, от души поздравляю. Оганесян".
К большому сожалению, Генрих Оганесян снял всего несколько картин. "Три плюс два" – последняя и самая известная работа режиссёра. В этом фильме он и сам снялся в роли официанта. Генриха Оганесяна до сих пор многие вспоминают как человека с потрясающим чувством юмора и большого любителя розыгрышей.
Александр Шпагин, историк кино:
– Например, Оганесян не пускал на пробы актёра, если тот не скажет быстро название места, где они в самом начале снимали первую половину фильма. Место это было под Ригой и называлось Клапкалнциемс.
Основное место съёмок было в Крыму, недалеко от города Судак. По требованию режиссёра актёры приехали туда за две недели до начала, чтобы успеть загореть. Молодые люди целыми днями ходили по городу в шортах и плавках, из-за чего не раз оказывались в местном отделении милиции.
Евгений Жариков, актёр:
– Было запрещено ходить в раздетом виде. Поначалу нас арестовывали, а потом специально выдали документ о том, что мы для дела загораем.
На съёмочной площадке режиссёр не требовал от актёров досконального знания текста, ему нужна была импровизация. Главным придумщиком стал Андрей Миронов. Сцену, в которой актёр притворяется Зоей, он придумал прямо во время съёмки.
Александр Шпагин, историк кино:
– Естественно, там все "перероманились" друг с другом в той или иной степени.
Действительно, две актрисы, две Натальи, Фатеева и Кустинская, никого не могли оставить равнодушным. О романе Миронова и Фатеевой знали абсолютно все.
В титрах картины можно прочитать странную надпись: "У рояля Р. Паул". На самом деле, речь идёт о композиторе Раймонде Паулсе, который не писал музыку к этому фильму, а только делал аранжировки. Это было его дебютом в кино.
"Три плюс два" сняли в двух вариантах: широкоэкранном и обычном. Первый вариант на 12 минут длиннее и смонтирован по-другому. Почти полстолетия он считался утерянным, и только несколько лет назад к радости зрителей копия была найдена.