
Вот и знаменитый режиссёр, вопреки собственному высказыванию, нечасто говорил об одном своём шедевре. Почему? Узнаем, побывав за кадром картины "Дорогая Елена Сергеевна".
Среди всех фильмов Эльдара Рязанова "Дорогая Елена Сергеевна" стоит особняком. Она не похожа ни на одну из его картин: нет тонкой иронии, комедийных моментов, всё лаконично, серьёзно, жёстко и даже жестоко.

Пьесу Людмилы Разумовской Рязанов прочитал ещё в начале 1980-х, но снять по ней фильм ему разрешили только с наступлением перестройки. Именно тогда стало возможным рассказать эту леденящую душу историю. Фильм вышел на экраны в 1988 году и поверг в шок не только зрителей, но и самого режиссёра.
Вадим Алисов, кинооператор, народный артист России:
– Рязанов был человеком широким, добрым. Он обязательно после премьеры устраивал какую-то небольшую вечеринку. А здесь он сказал: "Ничего не буду делать, ничего. Эта картина для меня не существует!"
Главную роль учительницы Елены Сергеевны Рязанов предложил сыграть только одной актрисе – Марине Неёловой.

В ней у него сомнений не было, а с подрастающим поколением оказалось гораздо сложнее. Рязанов пробовал всех: студентов, молодых актёров, известных и не очень. Был момент, когда он хотел утвердить Кристину Орбакайте, но в итоге пришёл к выводу, что ему нужны не профессиональные актёры, а обычные школьники-подростки.
Наталья Щукина, актриса:
– Помню, как мы сидели на диване в его кабинете и ждали, когда он придёт. Вошёл он с Неёловой, Филатовым и Купченко. Одного Рязанова я бы, наверное, осилила, но когда вошли с ним такие артисты!.. Не знаю, как я сознание не потеряла!
В итоге Рязанов утвердил ребят, которые не имели актёрского образования, но уже работали в кино: Фёдор Дунаевский снялся в знаменитом "Курьере", Дмитрий Марьянов – в "Выше радуги", Андрей Тихомиров, которого многие путали с актёром Владимиром Шевельковым, занимался балетом, а Наталья Щукина только готовилась поступать в театральный институт.

Команда была собрана, начались съёмки, но с самого начала всё пошло не так, как ожидал режиссёр, а почти так, как писала Разумовская.
Наталья Щукина, актриса:
– Он хотел от нас какого-то серьёзного отношения, но откуда его взять было в 17–18 лет. Мы могли хихикать, нам могла какая-нибудь смешинка в рот попасть. Остановить нас было невозможно. Вообще непотребно себя вели, мне сейчас очень стыдно перед Эльдаром Александровичем, перед Мариной Мстиславовной за наше поведение.
Все 20 съёмочных дней проходили в стрессовой обстановке. Картину снимали в одном павильоне, где одновременно находились все актёры – деваться друг от друга было некуда. За кадром ребята вели себя более чем раскрепощённо, но команда "Мотор!" их как будто сковывала. Рязанов злился, кричал, но сделать ничего не мог.

Вадим Алисов, кинооператор, народный артист России:
– Мы снимали какой-то эпизод на крыше. Там они раскрепостились, прыгали по этой крыше. Рязанов сидел ниже этажом за монитором и на крышу, по-моему, не взбирался. Поэтому они чувствовали себя свободно. Старый дядя, смотревший на них, очевидно, как-то заставлял каменеть.
Вадим Алисов, кинооператор, народный артист России:
– Наташа Щукина – добрая девочка-цветочек. Она всех очаровала: работала хорошо и не стеснялась перед камерой.
Весь ужас происходящих на экране событий вызвал взрыв эмоций у зрителей. Мнения были разные, но сомнений в том, что эта история вполне реальна, ни у кого не возникало. Некоторые только не верили, что эту картину снял Рязанов, хотя рука мастера была видна и здесь.
"Дорогую Елену Сергеевну" Рязанов вспоминать не любил, старался всё забыть и дал себе зарок никогда больше не снимать подростков.
Свежие комментарии