В Советском Союзе долгое время не знали, что такое фильм ужасов. Все изменилось в 1967 году, когда на экраны вышел "Вий". По замыслу режиссёров-дебютантов Константина Ершова и Георгия Кропачёва картина должна быть не леденящей душу, а весьма романтичной с языческими обрядами и хороводами.
На главную роль Хомы Брута пробовались Вячеслав Невинный, Геннадий Бортников, но единогласно утвердили Леонида Куравлёва.
Съёмки продолжались до тех пор, пока директор "Мосфильма" Иван Пырьев не увидел отснятый материал.Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Сохранилось письмо за подписью Пырьева: "В результате просмотра отснятого материала по "Вию" у меня, к великому сожалению, сложилась вполне определённая картина, что молодые режиссеры Кропачёв и Ершов в силу своей полной профессиональной беспомощности не должны далее продолжать съёмки картины".
Пырьев предложил режиссёра Птушко. Изменения коснулись и роли Панночки, её играла Александра Завьялова. В процессе съёмок она неожиданно отказалась от роли. Вместо неё, по настоянию Пырьева, в фильме появилась спортсменка и комсомолка Наталья Варлей. Эпизоды с Завьяловой было пересняты, но какие-то кадры остались. В гробу, например, лежит Завьялова.
Безграничная фантазия знаменитого киносказочника Александра Птушко в "Вие" развернулась в полную силу. Был разработан летающий гроб, а точнее два: один – закрытый, его двигали вручную с помощью верёвок, а в другом, подвешенном к потолку, летала панночка. Для полёта ведьмы, которую блистательно сыграл Николай Кутузов, придумали конструкцию, чтобы он мог сидеть. Мелкую нечисть изображали коты с шапочками-рожками, как у чертей, и 50 ворон – их ловили по всему "Мосфильму". Для Вия изготовили неимоверно тяжёлый костюм, его надели на силового акробата Николая Степанова. На роли вампиров, вурдалаков и упырей были приглашены 12 гимнастов, четыре прыгуна на батуте и несколько карликов. Их образы разработала художница Сарра Мокиль – соавтор многих фильмов Птушко.
Пётр Горшенин, художник по пластическим спецэффектам:
– Уши, например, сделаны из латекса. Уже тогда был пластический грим, и это разработка нашего, советского кинематографа. По своей сути технологии производства практически ничем от современных не отличаются, поменялись только материалы. Если раньше это было папье-маше, латекс, всякие желатины, то сейчас это силиконы, полиуретаны, более современные материалы, но технология, ей больше ста лет, такая же.
Спустя почти 50 лет в России появился ещё один "Вий". Этот фильм – продолжение истории, описанной в повести Гоголя. В главной роли – английский актёр Джейсон Флеминг. В ролях монстров – куклы-аниматроники, созданные одним из лучших художников по пластическим спецэффектам Петром Горшениным.
Пётр Горшенин, художник по пластическим спецэффектам:
– В группе их называли фаршики, потому что они вылезали из пельмешек. Они мотроничесикие, то есть роботизированные устройства. У них 5 килограммов нагрузка на челюсть, то есть зубки твёрдые. Работают глаза, есть мимика. Когда Джейсон Флеминг съел один пельмень, тот превратился в одного из фаршиков.
В 1967 году "Вий" занял в прокате символичное 13 место. Фильм не пользовался популярностью у зрителей. Он остался в истории, как первый и последний в Советском Союзе фильм ужасов. Зато сегодня у "Вия" много поклонников. Некоторые специально приезжают на "Мосфильм", чтобы увидеть восстановленную декорацию главной сцены фильма.
Римма Карпова, заведующая архивом киноконцерна "Мосфильм":
– Для того чтобы показать героев, "Мосфильм" спрашивал у актёров разрешение сделать слепки лиц. Куравлёв согласен был, Варлей отказалась.
Свежие комментарии