"Карнавальная ночь" – один из главных новогодних фильмов нашей страны, который вот уже 60 лет не сходит с экранов телевизоров. Если бы не этот фильм, вполне вероятно, мы так и не узнали бы о комедийном таланте Эльдара Рязанова. В 50-е годы молодой режиссёр видел себя исключительно в серьёзных жанрах.
Снимать "Карнавальную ночь" его буквально заставил директор киностудии "Мосфильм" Иван Пырьев.Александр Шпагин, историк кино:
– Рязанов никогда не собирался снимать комедии. Но Пырьев настоял.
На съёмочной площадке Рязанову пришлось нелегко. Группа относилась к нему с большим недоверием, считая, что этот ставленник Пырьева не умеет работать и снимать.
Александр Шпагин, историк кино:
– Один раз Рязанов вернулся с обеденного перерыва, а оператор ему сказал, что уже снял всю сцену. Рязанов вспоминал, что в этот момент ему хотелось оператора убить!
Без вмешательства Пырьева дело не обошлось. Рязанов видел картину чёрно-белой, Пырьев требовал только цвет. На роль товарища Огурцова режиссёр пригласил актёра Петра Константинова, Пырьев настоял на Игоре Ильинском. Именно товарищ Огурцов принёс актёру всенародную любовь. На премьеру Ильинский пришёл вместе с женой и 4-летним сыном.
Владимир Ильинский, сын актёра и режиссёра Игоря Ильинского:
– Мама спросила: "Ну как тебе, Володюшка, фильм-то понравился? Ты же смеялся так!" Я в ответ: "Да, хорошо!" – "Ну, а папа? Ты про папу ничего не говоришь". И тут я так засмущался, потому что для меня было не очень приятно, что мой папа всем мешает в фильме. И я сказал: "Так он же мешалкин!" То есть я на ходу слово такое придумал.
На главную женскую роль Рязанов утвердил студентку авиационного института Людмилу Касьянову. В это же время её пригласили сниматься в другую картину, так что от "Карнавальной ночи" актрисе пришлось отказаться. Её место заняла другая Людмила – Гурченко. У неё оказалось гораздо больше достоинств: она была профессиональной актрисой, при этом умела петь и танцевать.
Александр Шпагин, историк кино:
– Об этом даже тогда написали. Очень аккуратно, конечно. И возник новый эротический образ. До этого все были такими пышечками, немножко "приколхозенными". А у Гурченко была осиная талия. Вот про эту осиную талию все и писали. В этом была новизна.
Сергей Николаевич Филиппов, конечно, прекрасно знал, как делаются комедии, но в "Карнавальной ночи" пошёл на эксперимент: роль пьяного лектора актёр решил сыграть в соответствующем состоянии. Из этой затеи ничего не вышло: Филиппов заметно переигрывал и потом долго извинялся. На следующий день он пришёл на съёмку абсолютно трезвым. Роль получилась блестяще.
Рязанов хотел, чтобы одна из песен фильма была о хорошем настроении. Автор текстов Владимир Лифщиц считал, что это слишком банально и отказался её писать. Случайная встреча режиссёра и молодого поэта Вадима Коростылёва оказалась вовсе не случайной. Именно Коростылёв написал этот шедевр с простым названием "Песня о хорошем настроении".
Марина Коростылёва, дочь поэта Вадима Коростылёва:
– Пырьев спросил об условиях. По легенде, папа сказал, что ему нужна комната, бумага, ручка, бутерброды с икрой и хороший кофе. Тогда он всё сделает. А песню он написал очень быстро. Буквально сел и написал.
После "Карнавальной ночи" о Рязанове впервые заговорили как о большом режиссёре. С одной стороны, эта комедия была похожа на фильмы того времени, а с другой, в ней уже проглядывалось что-то "рязановское", идущее наперекор всему, что тогда выходило на наши экраны.
Свежие комментарии