Его жизнь была похожа на приключение: сын рыбака стал членом Российской и Шведской академий наук. Только у многих современников талант и целеустремлённость этого незаурядного человека вызывали лишь раздражение. Ученый-самородок, опередивший время, – Михаил Ломоносов.
Он был многогранной творческой личностью и заинтересовался искусством мозаики.
В XVIII веке мастерами мозаичного дела считались итальянцы, но секреты ремесла они хранили в строжайшей тайне.Ломоносов решил во что бы то ни стало открыть формулу итальянских стеклодувов. Он научился получать непрозрачное матовое стекло нескольких сотен оттенков. Учёный провёл более 4000 опытов, добавляя в стекло различные реактивы, окиси металлов и даже золото. Результатом стала собственная технология изготовления цветных стёкол. Кроме того, естествоиспытатель нашёл лучший рецепт мастики для скрепления мозаики.
Но только на лабораторных опытах Ломоносов не остановился. Благодаря ему был основан первый завод по производству отечественной смальты – того самого цветного стекла, из которого потом получалась и мозаика, и бижутерия, и витражи. Первую мозаику – икону Божией Матери – учёный-энтузиаст подарил императрице Елизавете на именины.
Главное мозаичное панно Ломоносова – "Полтавская баталия" – выполнено с невероятной степенью реалистичности. Её он создавал два с лишним года. Пётр сидит верхом на любимом коне, чьё чучело сохранилось в Кунсткамере. Ломоносов видел это чучело и фактически изображал коня с натуры.
Изучение свойств стекла не ограничилось только мозаикой, Ломоносов изобретает ряд новых оптических приборов. Интересовался он и астрономией: усовершенствовал телескоп и оптические линзы, а также наблюдал за звёздами и небесными телами.
"Один опыт я ставлю выше, чем тысячу мнений, рождённых только воображением".
А ещё Ломоносов строил громоотводы, чтобы укротить молнию.
"По разным наукам у меня столько дела, что я отказался от всех компаний; жена и дочь моя привыкли сидеть дома и не желают с комедиантами обхождения".
Ломоносов – пророк и русского искусства, и русской науки.
Свежие комментарии