1973 год. Москва. Все только и говорят о том, что Муслим Магомаев обиделся на режиссёра Татьяну Лиознову. Она пригласила звезду советской эстрады на запись песен для фильма "17 мгновений весны", но осталась недовольна его исполнением. Сказала, что Магомаев не попадает в образ разведчика.
Вера Таривердиева, вдова Микаэла Таривердиева, музыковед:
– Замечательные записи Магомаева сохранились.
Но это был другой герой, нужно было найти того самого героя, которого играет Вячеслав Васильевич Тихонов."Мгновения" нужно было спеть иначе. Но, как позже писал в мемуарах сам Магомаев, он отказался подстраиваться и уехал. Лиознова расстроилась: она мечтала, чтобы его баритон прозвучал в картине, а теперь нужно было искать замену. Режиссёр и так устала он постоянных рокировок. В роли Штирлица Татьяна Михайловна сначала собиралась снимать Арчила Гомиашвили, а в образе фрау Заурих – Фаину Раневскую. Но кого-то не утверждали, кому-то не нравился сценарий, и приходилось устраивать новые пробы.
Композитор Микаэл Таривердиев тоже сначала отказался от "17 мгновений весны". После работы над фильмом "Судьба резидента" он решил, что устал от шпионских историй. Но Лиознова переубедила маэстро, и тот сочинил 12 композиций. В картине, правда, прозвучали только две – "Песня о далёкой родине" и "Мгновения".
Говорят, музыку к шлягеру "Мгновения" Таривердиев сочинил за ночь. Стихи уже были. Их, ещё до съёмок фильма, написал поэт Роберт Рождественский. Дело оставалось за исполнителем, но его найти не удавалось.
Алла Киреева, вдова Роберта Рождественского:
– Попробовали человек 15. спели все баритоны, которые были на земле. А самое главное – между Микаэлом и Татьяной Михайловной всё время шёл торг, она говорила: "Подходит", он говорил, что это не то. Он говорил: "Беру", а она: "Я это не возьму".
Претендентов на запись почти не оставалось. Иосиф Кобзон приехал в числе последних. Его баритон любила вся страна, и Лиознова поставила условие: "Мгновения" нужно исполнить так, чтобы зрители не узнали, чей голос звучит, и были уверены: так поёт сам Штирлиц.
Иосиф Кобзон, народный артист СССР:
– Сделайте так, чтобы в то время, когда будет звучать песня, все смотрели на Штирлица и не слушали Кобзона.
Когда Кобзон допел песню, сомнений не было: нужный голос найден. Именно в этом исполнении песня стала всесоюзным шлягером. Магомаеву тоже понравился такой вариант. Певец назвал его более удачным и на Лиознову, как писал в мемуарах, перестал обижаться.
Лиознова тоже поделилась историей записи шлягера. Любопытно, что её версия кардинально отличается от рассказанной Магомаевым. По словам режиссёра, замену стали искать, потому что певец ошибся в тексте и уехал на учёбу в Италию, а ждать его было некогда. Многие опровергают это, но, похоже, Татьяна Михайловна хотела, чтобы осталась именно такая версия. Пусть Магомаев и не попал в образ разведчика, но Муслима Магометовича и его шикарный баритон Лиознова очень любила.
Свежие комментарии