Развод в большинстве случаев всё делил пополам: и совместно нажитое имущество супругов, и появившиеся за это время долги. При расторжении брака ответственность у мужа и жены перед кредитором была солидарная, то есть платить должны были оба.
Александр Демьянчук, адвокат:
– Верховный суд пересмотрел данную позицию и постановил, что пока не доказано обратное, долг, взятый одним из супругов, является его личным долгом.
Практика совместной оплаты долгов супругами канула в лету. Теперь, когда в банковских документах заёмщиком числится один из супругов, при разводе именно он и будет выплачивать долг. Для разделения финансовых обязательств на двоих супругу придётся доказать, что заёмные деньги пошли не на его личные прихоти, а на семейные нужды.
Сергей Гирнис, эксперт Союза по защите прав потребителей финансовых услуг:
– Если речь идёт, например, о машине, взятой в кредит, то понадобится подтверждение того, что этой машиной будут пользоваться в общих, семейных целях.
Процесс оформления кредитов теперь тоже может измениться. Банки будут требовать дополнительные гарантии, как это бывает при ипотечных займах.
Игорь Шкляр, директор департамента по работе с просроченной задолженностью банка:
– В случаях с большими суммами некоторые банки требуют согласия от обоих супругов.
И банкиры, и адвокаты сходятся во мнении: разъяснения Верховного суда помогут ещё и супругам состоятельных людей. При разводе им вряд ли придётся платить по кредитам, не имеющим к ним никакого отношения.
Игорь Шкляр, директор департамента по работе с просроченной задолженностью банка:
– В таких ситуациях другому супругу будет легче доказать, что деньги не использовались на нужды семьи, а целиком предназначались для развития бизнеса.
Нововведение, уверяют эксперты, облегчит жизнь ещё и людям, оставшимся один на один с кредитами. Ситуации, когда заём один из супругов берёт втайне от второго, и не выплачивает его – сплошь и рядом.
Александр Демьянчук, адвокат:
– Порой супруги не живут вместе, но юридически находятся в браке. И один из супругов подставляет второго таким образом. Так что можно говорить о дополнительном барьере против недобросовестного поведения в семье.
Сейчас банки уже не смогут пойти по пути наименьшего сопротивления – то есть не искать должника, а требовать погашения кредита с человека, который добро на заём не давал, а просто живёт по адресу, указанному в анкете и числится супругом.
Ксения Бирюкова, "Настроение"
Свежие комментарии