Три тяжёлые бетонные двери на входе – для полной герметичности и защиты от ударной волны. Убежище в Кунцеве построили для Сталина в 1941 году, когда бомбардировки Москвы участились. Доподлинно известно, что он бывал здесь как минимум дважды. Специально для него запустили лифт, который соединял бомбоубежище с дачей вождя.
Чтобы исключить любые встречи главнокомандующего с персоналом, ему построили отдельный коридор, в который Иосиф Виссарионович попадал сразу из лифта. Отделанный канадским дубом и карельской березой ход ведёт в рабочий кабинет.
Стол под зелёным сукном, карта военных действий. Здесь Сталин проводил заседания Совета Обороны. Все вещи, за исключением разве что светильников, помнят первого генсека. Например, папка и трубка вождя. Которую он набивал исключительно табаком из папирос "Герцеговина Флор".
На 18-метровой глубине всё по-прежнему работает. В этом отсеке фильтруется воздух с поверхности. А 43 баллона с кислородом позволят свободно жить в полной изоляции от внешнего мира четверо суток! Убежище подразумевалось абсолютно неприступным: 60-сантиметровые гранитные стены, потолок из 2 метров железобетона и 11 слоёв сваренных рельсов.
Бункер должен был вынести прямое попадание авиабомбы. Сейчас бункер в Кунцеве, как и большинство убежищ вождя, которых около сотни по всей стране, по назначению не используется… Это музей. Но есть и действующие сооружения защиты.
Например, это современное укрытие построено в 1994 году. Оно способно оградить горожан от так называемой "вторичных поражающих факторов современного оружия" – например, осколков стекла или обломков зданий.
18 тонн питьевой воды, медкабинет, чтобы оказать первую помощь, система оповещения – такой бункер рассчитан почти на 3 тысячи человек. И подобные есть в каждом районе. Как правило, они находятся в офисных зданиях, на складах и автостоянках. По данным МЧС, защитные сооружения, которые есть в Москве, могут укрыть 100% населения города в случае опасности.
Жанна Оловянникова, "Настроение"
Свежие комментарии