На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Настроение ТВ

3 469 подписчиков

Усидеть на "Двенадцати стульях"

Уже более 40 лет не утихает спор по поводу экранизаций знаменитого романа Ильфа и Петрова "Двенадцать стульев". Кто-то считает эталоном картину Леонида Гайдая, другим ближе фильм Марка Захарова. Прийти в этом вопросе к единому мнению невозможно: у обоих режиссёров совершенно разные подходы к произведению и взгляды на главного героя. Гайдай считал лучшим Остапом Бендером Арчила Гомиашвили, Захаров видел в этой роли только Андрея Миронова.

Александр Шпагин, киновед:

– Что любопытно, Гайдай пробовал на Бендера огромное количество актёров, в том числе, кстати, и Миронова, а Захаров вообще никогда не пробует актёров. Это человек, который всегда точно знает, чего он хочет. Это хирург.

Впервые четырёхсерийную картину Марка Захарова показали по телевидению в 1976 году. Говорят, Гайдаю фильм категорически не понравился: ни одной натурной съёмки, всё снято в павильоне. По его мнению, не спасли картину даже песни. Хотя над их созданием работала знаменитая троица: Геннадий Гладков, Юлий Ким и Андрей Миронов. 

Юлий Ким, поэт, бард:

– Гена написал прекрасную музыку, я – великие слова, а Андрей всё это великолепно воплотил.

Юлий Ким, который в то время работал под псевдонимом Михайлов, написал пять песен Остапа Бендера. Из них в картину вошли только четыре. "Песня Остапа", ставшая в итоге главной песней фильма, не была прописана в сценарии. Ким уговорил режиссёра вставить её в картину. Он хотел, чтобы музыка к ней была написана в стиле танго.

Юлий Ким, поэт, бард:

– Гладков сказал: "Двух танго c него хватит. Тангист какой-то получается. Я напишу фокстрот". Тут я его стал просить: «Гена, не делай этого, потому что в фокстроте очень быстрый темп. Остап зажуёт слова, а слова все очень весомые. Он в ответ: "Ничего он не зажуёт, всё будет исполнено, всё дойдёт до зрителя и по смыслу, и по вокалу". И он оказался прав.

Все декорации "Двенадцати стульев" были построены в павильонах Останкинского телецентра: от квартиры мадам Грицацуевой до скотного двора.

Марк Захаров, режиссёр:

– Самым трудным было затащить туда живых уток, гусей и свиней. Мне казалось, что это нужно было сделать обязательно. Мы потом поражались терпению администрации телецентра – там появилась целая дорожка из грязи.

К сожалению, не все задумки Захарова вошли в картину. Роскошные наряды, щедро накрытые столы и ванная с шампанским в мечтах Кисы Воробьянинова – на всю эту буржуазную жизнь Госкино поставило запрет.

Марк Захаров, режиссёр:

– С гробами нужно было быть осторожными, потому что престарелое Политбюро не любило, когда в кино показывали гробы.

Одну из своих первых ролей в кино, Эллочку-людоедку, актриса Елена Шанина запомнила на всю жизнь. На съёмочной площадке она никак не могла сосредоточиться и всё время смеялась. Постоянные шутки Миронова и бешеный темп съёмок стали для неё настоящим испытанием.

Елена Шанина, актриса:

– А сейчас прыгаем, а сейчас ложимся, а сейчас бежим, а сейчас хлопаем дверью… Жуть и мрак! Люди придумывали, как мне красить ногти, тут же мне давали курицу есть, которая была ужасно невкусной, не солёной. Мне надо было есть её с аппетитом, зверски, как и положено людоедке.

70–80-е годы можно назвать эпохой захаровского кино. Его фильмы нельзя перепутать ни с чьими другими: у них свой стиль, свой язык и свой неповторимый юмор. А началась эта эпоха с "Двенадцати стульев" – первого фильма большого мастера.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх