Немногие знают, что история самого цитируемого фильма Марка Захарова "Тот самый Мюнхгаузен" началась со спектакля по пьесе Григория Горина "Самый правдивый". Он был поставлен в 1974 году на сцене Театра Советской Армии. Мюнхгаузена сыграл Владимир Зельдин. Именно он уговорил Горина написать эту пьесу.
Григорий Горин, драматург:
– Пришёл Зельдин ко мне и сказал: "Гриша, я мечтаю сыграть барона Мюнхгаузена". Я говорю: "Владимир Михайлович, чего это вы вдруг? Какой Мюнхгаузен?" А он: "Я так мечтаю! Он ведь военный был, а я в Театре Советской Армии. Давайте сыграем".
Карл Фридрих Иероним фон Мюнхгаузен – далеко не вымышленный персонаж. Барон родился в 1720 году недалеко от Ганновера. В 17 он лет уехал в Россию в качестве пажа, а через 13 лет вернулся в Германию в чине ротмистра. О его невероятных приключениях было написано много книг, самой известной из которых стал цикл рассказов Рудольфа Распе. Захаров настаивал на том, что барона Мюнхгаузена в фильме должен играть Олег Янковский. Но актёра не спешили утверждать на роль. По книге барон был немолодым человеком, имеющим взрослого сына. А Янковскому на тот момент было всего 35 лет.
Марк Захаров, режиссёр:
– Он всё-таки рассматривался всегда и воспринимался руководством и зрителем как романтический герой, играющий серьёзные, иногда характерные роли. Вот здесь был определённый риск, но риск оправданный.
В роли возлюбленной барона Захаров хотел снимать Татьяну Догилеву. Но когда на пробах появилась Елена Коренева, все сомнения отпали. В костюме невесты она была невероятна хороша.
Алексей Чудиновских, научный сотрудник Музея кино:
– Передо мной папка с эскизами к фильму "Тот самый Мюнхгаузен" Марка Захарова 1979 года. С ним работала Наталья Фирсова, которая разрабатывала костюмы персонажей. Точность в эскизах необязательна. Например, здесь они практически условны. Здесь есть цветовые пятна и силуэт.
Фильм снимали в Германии, в небольшом городе Вернигероде. В эпизодах были задействованы немецкие актёры, которых потом озвучивали русские. Захаров остался недоволен отношением к работе немцев, ведь те всё делали с большой неохотой. Текст и шутки, написанные Гориным, они не понимали.
Марк Захаров, режиссёр:
– Замечательный у него был текст, замечательные были шутки. Вы знаете, они прошли только благодаря тому, что мы сдавали на черновой фонограмме, на двух плёнках, начальству, и как-то проскочили такие фразочки забавные.
Знаменитая книга о Мюнхгаузене была написана ещё при жизни самого барона. Говорят, тот был в ярости, прочитав её. Всё, о чём так любил рассказывать Мюнхгаузен друзьям, с книгой не имело ничего общего. По его мнению, всё написанное было неправдой. А ведь Мюнхгаузен, как известно, славен тем, что никогда не врёт.
Свежие комментарии