На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Настроение ТВ

3 469 подписчиков

Советские лимитчики

Московская площадь трёх вокзалов давно стала источником пополнения населения города. С 1950-х столицу ринулась покорять молодёжь из провинции. Лимитчики.

Прописан в деревне под Орлом, а жить хочешь в Москве? Перебраться просто так не получится. Власти следили, чтобы кто попало в столицу не лез. Выход один: ехать по лимиту прописки. Крупным предприятиям давали квоты на привлечение рабочей силы. Схема несложная: потрудился несколько лет – получи вожделенный адрес. Находиться где-то без прописки было просто невозможно. 

"В целях лучшего учёта населения городов, рабочих посёлков и новостроек и разгрузки этих населённых мест от лиц, не связанных с производством и работой в учреждениях или школах и не занятых общественно-полезным трудом, а также в целях очистки этих населённых мест от укрывающихся кулацких, уголовных и иных антиобщественных элементов, ЦИК и СНК Союза ССР постановляет: ввести единую паспортную систему с обязательной пропиской по всему Союзу ССР в течение 1933 года". Постановление ЦИК и СНК СССР от 27 декабря 1932 "Об установлении единой паспортной системы".

Лимит прописки придумали, чтобы привлечь людей на работу. Скучную, тяжёлую, неквалифицированную. Москвичи трудиться в таких местах не хотели. Лимитчика селили в общежитие, но после нескольких лет работы на предприятии он мог получить квартиру. Лимита порой личной жилплощадью обзаводилась раньше, чем коренные москвичи.

А кое-кто решал проблему иначе. Найди холостяка-москвича или профессорскую дочку на выданье – и вперёд. Свадьба, дети, статус столичного жителя. Это удалось Антонине из фильма "Москва слезам не верит" и не вполне удалось её подруге Людмиле. Главная же героиня Катя Тихомирова – пример очень редкой у лимитчиков судьбы. В люди, а уж тем более в директора, из "понаехавших" редко кто выбивался.

"Однажды по случаю какого-то партийного события пришлось мне с экскурсией пройти по цехам ЗИЛа. В цехе "окраски оперения", где работать, по-моему, можно только в противогазе, мы спросили: "Есть ли в цеху москвичи?"  "Есть".  "Сколько?"  "Один".  "Кто?"  "Начальник цеха". В подчинении у него были одни лимитчики  крепостные XX века". Виктор Переведенцев, советский и российский демограф.

Дружили лимитчики в основном друг с другом. Столичные жители их не слишком любили. Да и было за что. Иногда общежитие, где обитала лимита, превращалось в настоящее гетто. Тяжёлая работа и суровые условия существования частенько сопровождались алкоголем и криминалом.

Получить квартиру через 5 лет удавалось далеко не всем. Многие так и оставались в общежитиях. Но если повезло, и прописка в кармане, можно искать местечко и получше, а там, глядишь, и карьера пойдёт... Особенно в том случае, если собрания не пропускаешь и помнишь заветы Ильича. Комсомол. Но об этом – в следующий раз.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх